Зима души моей

В 2005 году Зульфия блестяще окончила учебу в Академии театрального искусства. Учебное заведение, которое называется ГИТИС, стал практически на пять лет ее вторым домом. Не поэтому ли учиться ей в этих стенах было очень интересно и легко. Она получила сразу две профессии: актрисы и режиссера. Теперь перед ней стала дилемма: идти все-таки дальше по эстрадной дорожке или выбрать нелегкую работу актрисы. В сущности обе эти профессии являются довольно нелегкими. Но выбрать надо все-таки именно ту, без которой что называется, ты не представляешь, наверное, своего будущего. Это было мучительно. Зульфия рассказывает.
- Я чувствовала себя той перелетной птицей, которая, прилетев в холодное время года в какие-то теплые края, тоскует по тем местам, где довелось жить до этого все лето и осень. Сердце мое разрывалось на две половинки. И успокоить его было очень тяжело. Первое время после окончания института я вообще ничем не могла заниматься. Где-то там внутри меня была стужа. Я просто оказалась на распутье. Поеду в Москву, навстречу с бывшими однокурсниками, а сама думаю: надо и домой ехать. Надо продолжать строить дальше работу эстрадной певицы. Но попробовать себя в роли актрисы тоже хочется. Хотя с этим делом есть определенные проблемы. Во-первых, нет больших предложений. Во-вторых, те сценарии, которые предлагали, оказывались довольно таки примитивными. В духе какого-то западного вестерна, только во сто раз хуже. В общем, выбирать было абсолютно не из чего. Так и стояла на перепутье. Мои друзья помню, говорили мне, что у меня в душе зима. А я и не отрицала этого. Так оно, наверное, и было. Я в то время просто гуляла по широким московским проспектам. Любовалась ночным Арбатом, где бывает всегда шумно как днем. И посещала разные музеи и картинные галереи. От этого становилось как-то тепло и уютно. Когда мне стало понятно, что в скором времени у меня не получиться все-таки, сниматься в хороших фильмах, тогда я решила что уж лучше продолжить свою певческую карьеру. Ведь надо заниматься тем, где ты больше востребована. А востребованной я себя сейчас больше ощущаю на эстрадных подмостках. Да это все было так. Зульфия решила снова продолжить концертную деятельность. Но вся та певческая жизнь, что была у нее до учебы в институте, теперь уже ее не могла удовлетворить. Она хотела иной карьеры и жизни, и совсем иного репертуара. Певица решила, что это дело должно быть поставлено уже с более широким размахом. Вот к этому необходимо идти, и к этому надо стремиться. Благодаря концертным выступлениям, которые ей довелось показывать в Москве, и благодаря неустанной работе над собой ее мастерство как певицы возросло еще более высоко. А значит, она стала требовательной к себе. Даже очень требовательной. Можно сказать жесткой. И это является аксиомой, с которой никак не поспоришь. Она стала готовить себя к еще более большим трудностям. Проблемы ее не пугали. Певица научилась уже их стойко выносить на своих хрупких плечах. Поэтому знала, что и впредь все свои неурядицы, которые ей, несомненно, будет подкидывать жизнь, обязательно сможет преодолеть, оставаясь на пределе честности и открытости перед людьми. По-другому, без вот такой трудной жизни она себя, что удивительно совсем и не представляет.

Махачкала – концерт.

Но первые шаги, которые предприняла Зульфия после учебы в Москве, были, как говорится, посвящены не себе любимой, а другим людям. Она решает открыть в столице республики организацию под названием «Махачкала – концерт». Читатель может, конечно, спросить для чего? И зачем? Над ответом не надо долго думать. А для того чтобы помогать продвигаться на эстраде молодым, начинающим артистам. Ведь вплоть до 2002 года (время открытия концертной организации) у нас в республике подобной структуры не было. И давайте признаемся честно, что Зульфия первая и единственная, кто пришла с подобной инициативой к мэру С. Амирову. Это еще раз подтверждает тот факт, что она привыкла все-таки заботиться не только о себе, но и о других тоже. Быть директором такой «шоу-организации» задача не из легких. Времени не всегда хватает даже на себя. А тут надобно еще «ломать» голову и над тем, чтобы не только помогать, но еще и правильно учить молодых певцов настоящему эстрадному искусству. По своему артистическому опыту Зульфия знает, что не каждый умеющий держать в руках микрофон является все-таки настоящим певцом. Но вот как оградить эстрадные подмостки от таких горе – певунов. Признаемся себе, что в наше непростое время сделать это практически невозможно. К примеру, пришел некто начинающий на прием в «Махачкала–концерт» и решительным голосом заявляет.
- Я певец и поэтому хочу петь.
- Музыкальное образование имеете?
- Нет.
- Ну, хорошо исполните что – нибудь.
Человек, считающий себя певцом, пытается что-то исполнить. Но это настолько плачевно выглядит, что Зульфие поневоле самой хочется заплакать.
- У вас пока плохо получается.
- Нет, я настоящий певец. И это не обсуждается.
- Но поймите, вам надо еще много работать над своим голосом. И я даже после этого не могу дать вам гарантии, что вы станете певцом.
Парень возмущен, так, что у него даже краснеют кончики ушей.
- Зачем говорите такие слова. Мне в селении сказали, что я настоящий певец. А там обманывать не будут.
Молодой человек хлопает дверью и с обидою уходит. И подобные пассажи не являются единичными случаями.
Бывает и так, что пришел, допустим, кто-то утром на прием. Зульфия приняла его, поговорила с ним, объяснила ему все. А потом вдруг видит, что он сидит опять в приемной. Она с ним снова беседует. Потом уезжает по нужным делам. Приезжает а «гость» все еще там же.
Когда интересуется, что он хочет, тот невозмутимо отвечает: «Хочу, чтобы вы признали меня певцом». И пока не получит такого «признания» уходит, что называется не торопиться.
Есть еще одна незавидная сторона медали в работе любого руководителя. А уж у руководителя такой солидной структуры как «Махачкала–концерт» и подавно. Это обыкновенная человеческая зависть. Слухом, как известно земля полнится. Вот и до Зульфии дошли разговоры, что есть люди, которые не очень хотят, чтобы она возглавляла концертную организацию.
Это была некто семейная пара. Она певица, а он просто ее муж. Они даже добились аудиенции у самого мэра Махачкалы и пытались аргументировать свой довод тем, что руководителем ни в коем случае не должна являться женщина. По их определению на этом месте непременно обязан быть только мужчина. А на вопрос, почему именно так ответить конкретно у них не получилось.
Зульфия с грустью резюмирует.
- Когда я узнала об этом, то была очень удивлена подлостью этих людей. Это просто выглядит унизительно. Если у них были какие-то претензии ко мне, то пришли бы и прямо сказали об этом. Нет, они, видите ли, считают, что только мужчина может работать на этой работе. Такую ситуацию я называю парадоксом. Ведь, по сути, получается, что эти люди сами не знают, чего они хотят.
Иногда певица к концу рабочего дня выглядит буквально как выжатый лимон. За день у нее бывает иногда до тридцати человек посетителей. И всем надо помочь. Кого-то необходимо ободрить добрым словом, кому-то срочно посодействовать в записи новой песни, каким-то певцам требуется материальная поддержка. Да представьте себе приходят и с такими просьбами. И по возможности она помогает. А ведь необходимо еще готовить свои музыкальные произведения, выступать на концертах, снимать клипы. Кроме всего этого Зульфия лично занимается продвижением на эстрадный небосклон дуэта «Амба», и такой молодой певицы как Аминат Алиева. У нее часто спрашивают: когда она успевает, выполнят такую непосильную работу.
Артистка откровенно отвечает.
- У меня нет выходных. И с этим пока ничего не поделаешь.
Выходных действительно у нее нет. Приходится удивляться тому, откуда она берет силы. Но и здесь как оказалось, нет абсолютной тайны. Певица любит заниматься спортом. И что самое главное она черпает свою неуемную энергию исключительно, потому что пьет очень часто родниковую воду.

Ретро как наше будущее.

Хочется еще сказать о том, что Зульфия не устает повторять, что такую организацию, как «Махачкала – концерт» открыли не только для оказания помощи молодым певцам, но и чтобы поддерживать наших старших мэтров эстрады. Она прекрасно понимает, что нельзя никогда забывать родные старинные песни и мелодии, которые радовали дагестанских слушателей еще в 60 – 70 годах прошлого века. Ни для кого не секрет, что эта плеяда певцов оказалась сейчас несколько оттеснена новым поколением исполнителей. Ветеранам эстрады трудно приходиться в нынешних условиях готовить свои выступления. Если раньше была помощь государства, то сейчас таковой нет. Не могут эти артисты находить себе разного рода продюсеров, чтобы они занимались подготовкой их концертов. Бурлият Ибрагимова как–то призналась, что она даже поначалу и не знала, что из себя, представляет такой человек как продюсер. И какие вообще обязанности он должен выполнять. Как-то несколько лет назад был организован концерт Б. Ибрагимовой. Выступила старейшая артистка как всегда с огромным мастерством. Но вот после концерта ей не заплатили почти ни копейки. Горе- продюсер жестко заявил, что все деньги ушли на рекламу, и поэтому ему уже нечем оплачивать выступление.
Зульфия комментирует.
- Очень не хочется, чтобы подобное происходило впредь. Поэтому наша концертная организация поддерживает связь не только с Бурлият Ибрагимовой, но и с Муи Гасановой, Цибац Алишейховой, Патимат Алиевой, Лейла Меджидовой и др. Самая большая проблема, когда собираемся, к примеру, проводить концерт заключается в том, что действительно очень дорого стала стоить реклама. Просто называют иногда даже невероятные суммы оплаты. Это бывает и на телевидении, и на радио, и когда пытаемся договориться на изготовление рекламных щитов. Когда интересуемся, почему так, то сразу разводят руками и тут же нам самим выговаривают.
- А вы как хотели. Все подорожало.
Вот и весь ответ. Допустим в других странах или в той же Москве реклама очень здорово помогает привлекать как можно больше зрителей. И там это удается сделать. Потому что города крупные, населения много. А Махачкала хоть и столица, но все-таки ведь не Москва. Иногда на том или этом концерте зрителей не так уж и много бывает, если не сказать что мало. Здесь сколько рекламой не щеголяй, а успеха особого может и не быть. Да и конкретно от самого певца, наверное, зависит, насколько он популярен. Надо сказать, что на артистов старшего поколения зрители охотно идут. Их песни полюбились многим людям. И еще долго их будут слушать. Просто им надо помогать в проведении концертов. Появиться у них возможность и опять таки нормально зарабатывать. А это очень не маловажно в наше трудное время.

Сколько стоит песня?


Как рассказывает Зульфия организация «Махачкала – концерт» еще весьма активно сотрудничает и с местными поэтами и композиторами. Потому, что, как известно, прежде чем исполнить песню ее надо написать. И сочинить надо хорошую песню. Не всегда у авторов получается так. А вот если получилось все-таки хорошее музыкальное произведение, то тут бывает иногда, что композиторы начинают слишком завышать цену. Это тоже своего рода бич времени. Как правило, в таком случае песня остается не проданной. У многих исполнителей не бывает много денег. Нередко торги длятся очень долго. И торг этот иногда напоминает продажу, какой - нибудь дорогой игрушки. Композитор говорит исполнителю, что написал классную песню.
Певец спрашивает:
- Сколько стоит?
Композитор долго думает и решительно объявляет.
- Думаю тысячу долларов.
Певец хватается за голову.
- Да вы что. Это же бешеные деньги. У меня нет такой суммы.
Композитор быстро опускает цену.
- Тогда восемьсот.
- Нет. Дорого.
- Хорошо. Семьсот.
- Нет, ну что вы. Неподъемная сумма.
- Ладно, пятьсот.
Певец неумолим.
- Да нет у меня таких денег.
Тут и композитор начинает злиться.
- Дешевле уже некуда. Я не могу за бесценок отдать.
И ту своего рода арбитром выступает «Махачкала-концерт».
Действуем – говорит Зульфия в этих трудных ситуациях по принципу: «Не вашим и не нашим». То есть, чтобы не было обидно ни композитору и не певцу. Но иногда и этот принцип не срабатывает. Исполнителю все равно кажется, что ему хотят слишком дорого всучить эту, в общем, и не очень шлягерную песенку. Тогда он начинает сам сочинять музыку. Но из этой затеи тоже редко когда выходит что-то путное. Есть певцы, которые просто не могут писать песен. Отчаявшись, исполнитель возвращается обратно к этому же автору. Но тот как прежде непреклонен. Не хочет уступать в цене. Так и остается так называемый «товар» непроданным. А певец, в конце концов, находит себе другое музыкальное произведение. Быть может не очень хорошего качества. Но все-таки. Что самое интересное,- продолжает Зульфия, - так это то, что этот самый певец и композитор могут потом опять встретиться и снова также бурно торговаться. Я несколько раз видела подобные сцены и у нас в Махачкале, и в Москве. Причем там, в столице, дело может дойти и до драки. В борьбу потом включаются кроме певца и композитора, и продюсер, и администратор, и даже…охранник. Все это, к сожалению издержки суровых условий нашего российского шоу – рынка. Поэтому еще неизвестно хорошо это или все-таки плохо, что в нашу страну так неожиданно вдруг нагрянул пресловутый капитализм.


Гастрольный вояж.

Очень уверенно «Махачкала-концерт» начала организовывать также гастрольные туры дагестанских артистов за рубеж. Зульфия включилась в это дело со всей присущей ей энергией и темпераментностью. Наши артисты побывали в таких странах как Эстония, Турция, Тунис, Франция, Италия. Впервые эту мысль озвучила сама Зульфия. Вот как она это вспоминает.
- Я уже давно хотела, сделать так чтобы наши певцы стали часто выезжать за границу и там выступать. Мне постоянно говорили чиновники: «Это требует больших затрат». Да конечно требует. Но я всегда была уверена, что дело это необходимое. И так получилось что, наша диаспора в Эстонии решила провести в Талллине дни белых журавлей, посвященные памяти Расула Гамзатова. Тогда и поступило к нам официальное приглашение. Просили, чтобы приехали наши артисты и выступили перед людьми, которые соберутся на праздник. А народу действительно было очень много. Потом нам говорили, что собралось около 10-12 тысяч человек. Мы организовали большую бригаду артистов. Кроме певцов были и танцоры, и зурначи, и канатоходцы. На праздничный концерт собрались не только дагестанцы, проживающие в Таллине но и коренные жители. Причем самих эстонцев тоже было немало. Нашей артистической бригадой был занят целый вагон. Мы практически всю дорогу пели и плясали. На каждой остановке в том или ином городе к нам подходило много народу. Интересовались куда мы едем, и кто мы есть. Завязывался всегда интересный разговор. Весело спрашивали.
- Куда едете…
- Артисты что ли…
- Гастроли делаете или как…
Мы дружно отвечали.
- Да гастроли…
- Артисты…
- Поехали с нами…
Люди улыбались, а потом расходились каждый по своим делам.
Бывало даже, что и продукты бесплатно давали. Они важно объясняли:
- Это вам гостинцы за ваши веселые песни…
Но как бы не было весело и празднично, а у Зульфии все-таки было на душе беспокойство. Ее как руководителя концертной бригады все время мучил вопрос: все ли пройдет успешно? Может, конечно, свои дагестанцы и встретят хорошо. А вот как отнесутся к ним эстонцы. Певица не сомневалась, что местные жители тоже придут на концерт. И действительно они пришли. И им очень все понравилось. Концерт прошел, что называется на ура. Мероприятие это называлось: «Славянский венок». Присутствовал на празднике сам мэр города Таллина. Потом он потрясенный выступлением дагестанских артистов отправил благодарственную телеграмму мэру Махачкалы Саиду Амирову. Особенно торжественная обстановка была на этом мероприятии когда артисты читали стихи Расула Гамзатова.
- Это успешное гастрольное выступление в Эстонии придало нам много сил и уверенности, - говорит Зульфия. После этого мы решили, что обязательно будем и в дальнейшем продолжать выступать в бывших республиках СССР, а также за границей. Мне хотелось бы немного рассказать о тех странах, куда мы выезжали с гастролями, и куда мне доводилось ездить самой.