Театральный институт

В 2000 году Зульфия решает поступать в один из самых престижных театральных вузов нашей страны: ГИТИС. Пока она не знает, что этот вуз на долгих пять лет станет ее вторым домом. Почему вдруг это ей понадобилось? Карьера складывается удачно. Популярность растет не по дням, а по часам. На концертах народу столько, что яблоку негде упасть. Именно поэтому артистка и решает поступать в это учебное заведение. При очень бурно растущей популярности у нее как у певицы по ее словам оставался один весомый изъян – это отсутствие высшего образования. Культурно-просветительское училище, которое когда–то окончила в Краснодаре, и годичные торговые курсы удовлетворения ей принести, конечно, не могли. Сможет поступить или нет, такой вопрос долго даже не обдумывался ею. Она твердо сказала себе: «Смогу и все». Много ей в этом плане своим добрым советом помогла заведующая кафедрой в театральном институте Анна Федоровна. Она же снабдила певицу необходимым для нее пособием. Автор данного пособия – это известный профессор И. Г. Шароев. Когда Зульфия вернулась из Москвы в Махачкалу, то буквально с головой ушла в штудирование необходимых ей предметов. Гастрольную работу связанную с певческой карьерой она временно, на время учебы оставила. Необходимыми советами помогли ей в свое время также известные дагестанские режиссеры Скандарбек Тулпаров и Ислам Казиев. Но больше всего существенную помощь оказала певице Зумруд Юсуповна. Она прекрасный педагог, и довольно блестяще разбирается в тонкостях сценической эстрады. Преподает в университете на факультете «культура». Два месяца она давала уроки по сценическому искусству Зульфие. А потом певица уехала на университетскую базу отдыха – там, вдали от городского шума, было спокойнее учиться - и еще целый месяц досконально изучала пособие И. Шароева. Но этого ей было мало. Она привезла из города еще около тридцати книг, в которых хоть что-то было написано, что касается театрального искусства. И не отрываясь, читала и читала.
Зульфия смеется.
- Из-за книг меня буквально не было видно. Люди, которые собирались на пляже все время удивленно взирали на меня. А я всегда ходила только с книгой. Очень много всего выучила. А сама в душе мечтала получить на экзаменах хотя бы тройку. Даже когда купаться шла, и то была с книгой. Стою в воде и читаю. Наверное, на меня как на сумасшедшую смотрели. Потом, чтобы хоть немного отвлечься от книжек, я стала прямо на берегу моря устраивать концерты. Конечно никаких денег, за исполнение песен я не брала. В общем, было очень интересно. Но волнение меня все-таки не покидало. Постоянно мучила мысль: смогу поступить или нет. Легко конечно сказать самой себе: «смогу». А ты вот попробуй. Поэтому после концертов я, снова уходила с головой в книги.
Когда Зульфия переступила порог комнаты, где заседала приемная комиссия, то ее буквально бросило в жар. Ведь «заседали» в комиссии и такие знаменитости, как Юрий Нифонтов, Валерий Гаркалин и еще около десять человек: представители эстрады и кино. И первый вопрос, который, задали, был далеко не самый легкий.
- Скажите, пожалуйста, с какого спектакля начинается сезон открытия Вахтанговского театра?
Зульфия тотчас ответила.
- Спектаклем «Турандот».
Потом поведала немного о жизни и творчестве Е. Вахтангова. О том, как он в свое время вместо юридического института, ходил тайком от родителей на театральные курсы.
Приемной комиссии, правильный, и убедительный ответ девушки очень понравился. Но с похвалой не торопились. Попросили рассказать также что - нибудь из биографии такого известного в годы Советской власти режиссера как В. Мейерхольд. Зульфия и на этот вопрос смогла прекрасно ответить. Она довольно хорошо описала годы жизни Мейерхольда. А когда более подробно остановилась на таком факте, что его второй супругой являлась красавица Зинаида Райх, то уважаемые «заседатели» уж и совсем были удивлены.
Юрий Нифонтов попросил уточнить.
- При каких обстоятельствах, погибли В. Мейерхольд и З. Райх?
Зульфия объяснила.
- Режиссер В. Мейерхольд был репрессирован в 1940 году. А его жену З. Райх при невыясненных обстоятельствах убили бандиты в 1939 году. Убийство было совершено в ее собственной квартире. Говорят, что искали золотые вещи ее мужа В. Мейерхольда. Но так следствие и не разобралось до конца, что именно искали неизвестные убийцы.
- А в каких ролях выступала на сцене З. Райх?
- Она играла многие роли. Исполняла роль Софьи в пьесе Александра Грибоедова «Горе от ума». Персонаж Анны Андреевны в «Ревизоре» Николая Гоголя. К примеру, даже сыграла роль так называемой Фосфорической женщины в пьесе Маяковского «Баня».
Приемная комиссия одобрительно закивала головами.
- Вы девушка знаете практически все. Это нам очень нравиться. Поэтому допускаетесь до экзаменов.
Зульфия вылетела из комнаты, буквально не чуя под собой ног. Она ликовала. Не думала, что так удачно сможет пройти собеседование. И, тем не менее, ответы ее действительно были блестящие. Но еще предстояло сдать экзамены. Чтобы прогнать волнение, долго гуляла по сырым московским переулкам. А в уме все продолжала штудировать необходимые предметы.
Некоторые отдельные абзацы и тексты старалась запоминать наизусть. Задумавшись, чуть было даже не столкнулась с постовым милиционером.
- Что с вами девушка?
- А? Нет, нет. Все нормально.
- Будьте впредь осторожны.
- Спасибо.
И снова продолжение вечернего моциона по малолюдному переулку.
Было всего пять экзаменов. Зульфия получила три пятерки и две четверки с плюсом.
Это конечно была полная победа. После сдачи экзаменов все студенты, разъехались обратно по домам. Им объяснили, что всех вызовут снова в Москву ровно через три месяца. Таковы правила поступления в этот вуз.

Здравствуйте товарищ Гаркалин.

Прошло время. Наступил месяц октябрь. Зульфие позвонили и сказали, что она зачислена в творческую группу В. Гаркалина. Певица сразу этому как-то и не поверила. Ведь такой знаменитый актер, и вдруг на тебе: выясняется, что она в его группе. Снова охватило волнение. Как и что там будет во время этой учебы? Сложно вообще учиться в московском вузе или нет?
А когда приехала в Москву, пришла в институт, и увидела В. Гаркалина, то сразу как-то успокоилась. Волнение куда-то быстро улетучилось. Настолько простым и лояльным в беседах со студентами оказался их новый преподаватель. Зульфия так просто ему и сказала.
- Здравствуйте товарищ Гаркалин.
Актер улыбнулся, обнажив ровный ряд больших, белых зубов.
- Здравствуйте. А как вас величать?
- Меня зовут Ильясова Зульфия.
- Очень приятно. Как мою персону именовать вы уже знаете.
И обратившись ко всей группе, громогласно заявил.
- Ну что, давайте будем дружить.
Студенты хором ответили.
- Будем.
И студенческая жизнь буквально закипела.
Репетиции, постановки, зубрежки. Для всех все было внове. В том числе и для В. Гаркалина. Так как это была первая группа, которую он набрал себе. До этого опыта преподавания у него практически не было. Но с задачей своей актер справлялся довольно успешно. Прежде чем спрашивать что-то у студентов, он сам всегда показывал необходимую сценку ребятам. Лишь убедившись в том, что им все понятно, он начинал свой беспристрастный «допрос». И студенты старались. Показывали свои номера, так, что пот с них катил градом.
Как-то Зульфия показала на сцене зала, где обычно проходят репетиции, номер с обручем (гордилась тем, что сама придумала его). В принципе самого обруча нет. Была только имитация. Но все выглядело настолько правдоподобно, что руководителю группы В. Гаркалину этот номер сразу понравился. Зульфия несколько раз повторяла его буквально на бис. Потом на этот номер приходила специально смотреть, такая известная артистка как Татьяна Васильева. Постановка эта была нелегкая.
Но самой Зульфие сценка тоже очень нравилась. А Татьяна Васильева вообще была в восхищении. Она так и говорила. - Это самый прекрасный номер, который мне доводилось, когда-либо смотреть. Видно, что студентка очень старается.
Сама Зульфия не знала и даже не подозревала, что один парень из соседней группы, ходит смотреть только на нее. Он сам уже успел сняться в кино. Правда, в каком-то, не очень примечательном боевике. Бывал молчаливым, и часто не очень довольным собою. Звали его Станислав. Он мечтал принять участие, в съемках какого - нибудь настоящего фильма. И почему–то хотелось ему непременно сыграть в этой картине роль коммуниста. Об этом ребята узнали потом. А кто-то из его группы пытался даже подшутить над ним. В. Гаркалин вызвал этого шутника в уединенное местечко и строго заметил ему.
- Не смей этого делать. Понятно? Нельзя издеваться над чувствами и мечтой человека. Ведь и, ты, наверное, хочешь сняться в каком нибудь хорошем фильме. Верно?
- Хочу.
- Так, как же ты можешь смеяться над таким же, как и ты, студентом, который мечтает о своей заветной роли.
- Так ведь роль коммуниста сейчас не актуальна.
- Не тебе судить актуально это или нет. Мы семьдесят лет прожили в стране, где был коммунистический режим. И что это не актуально?
Новоявленный «шутник» молчал. Ему нечего было ответить.
На следующий день В. Гаркалин в беседе со своей группой, еще раз объяснил, что любая роль является почетной, и не в коем случае нельзя позволять себе издеваться друг над другом. Потом повернулся к Зульфие и серьезно спросил:
- У вас в республике говорят, все жители относятся друг другу с очень большим уважением. Это так?
Зульфие стало приятно, что преподаватель спрашивает об этом именно у нее.
- Да так. Такое отношение у нас сложилось еще с ранних времен. Особенно молодые люди обязаны с должным пиететом относиться к старшим.
Преподаватель обрадовано кивнул головой.
- Я это сейчас не зря спрашиваю. Потому что вижу, что ты сама относишься и к своим ровесникам и к людям постарше с большим уважением. Вот с тебя нам и надо всем брать пример.
Студенты одобрительно зашумели, и стали аплодировать. А Валерий Гаркалин обращаясь к Зульфие, после этого дня очень часто стал называть ее не иначе как «Моя любимая горянка».
Настоящий друг.

Станислав, которому сильно хотелось сыграть роль коммуниста, смирился пока, что с отсутствием таковой роли. Зато он с завидным постоянством стал
приходить на репетиции, где занималась Зульфия. Очень немногословный, он старался не привлекать к себе ее внимания. А когда девушка поняла, что
Станислав из-за нее приходит, и она спросила его, зачем так делает, то студент, сразу покраснев, выбежал вон из студии. Однако уже на следующий день был в репетиционном зале. Однажды Зульфия поинтересовалась.
- Почти каждый день бываешь здесь. Когда ты учишься?
Станислав тихо ответил.
- Я учусь ночью.
- Как это?
- Очень просто. Небольшая группа студентов учиться только ночью. Так как днем мы часто работаем. Когда меня не бывает здесь, значит я, работаю.
- А где работаешь?
- Где придется. В основном разгружаем вагоны с продуктами.
И действительно оказалось, что Станислав и еще несколько парней репетируют ночью в спортивном зале общежития. А потом показывают свои сценки учителям в институте. А еще он писал стихи. И нередко его стихи печатались в московских газетах и журналах. И одно из стихотворений он, конечно, посвятил Зульфие. В этом произведении говорилось о том какая она прекрасная девушка и красивая горянка. Стихотворение ей понравилось. Она похвалила его. На следующий день, когда он пришел в институт, она сказала, ему что был такой дагестанский поэт как Махмуд из Кахаб – Росо. Он тоже много писал о женщинах. Особенно, очень прекрасна поэма о Мариам. И дала ему прочитать сборник стихов Махмуда. После этого Станислав пришел только через три дня. Он был взволнован. Отозвал в сторонку Зульфию и как обычно тихо стал говорить.
- Я прочитал стихи. Они действительно великолепны. В предисловии написано, что поэт Н. Тихонов назвал Махмуда дагестанским Блоком. Я с этим полностью согласен. Теперь понимаю, что я о женщинах писал не так талантливо как ваш Махмуд. И мне кажется, что я после этого недостоин жизни.
И тут случилось невероятное. Станислав резко распахнул широкое окно, и крикнул Зульфие.
- Я брошусь отсюда вниз.
Зульфия сначала немного растерялась. Но потом крепко схватила руку «прыгуна», и стала выговаривать ему.
- Дурак! Совсем с ума сошел. Разве из-за стихов бросаются с третьего этажа.
Если люди узнают, будут смеяться. Тебе потом будет стыдно.
- Но ведь я умру. И мне будет все равно
- А вдруг не умрешь. Вот будет смеху. Ты же мечтаешь сняться в роли коммуниста, а он бы никогда не стал из-за стихов убивать себя.
Станислав внимательно посмотрел в глаза Зульфии, как бы изучая для себя сказанные, ею слова, и после недолгого молчания согласился.
- Да, верно ты говоришь. Мой поступок был бы глупым. Я был неправ.
Тут нужно сказать, что иногда Станислав действительно готов бывал совершать, вот такие необдуманные, и скажем прямо немного странные поступки.
Но в этот вечер он вдохновленный поэзией, долго читал свои стихи Зульфие. Она, в свою очередь, боясь его обидеть, терпеливо слушала их.
Как-то Зульфия и несколько других актеров репетировали сценку из рассказа А. Пушкина «Барышня – крестьянка» Один из студентов предложил зажечь свечку, чтобы изобразить настоящий быт крестьянской хаты. Решили, что так оно будет правильнее. Так и сделали. И вот когда по сценарию один из студентов, который изображал крепостного, взял в руки свечку и приблизился к окну: якобы посмотреть, что там делается на улице, неожиданно для всех загорелся занавес. Все как-то растерялись. Не растерялся только Станислав. Студент в этот день как раз присутствовал на репетиции у Зульфии. Вроде бы тихий и неторопливый с виду, он словно быстрая пантера бросился к занавеске, и стал прямо руками сбивать пламя. Тут только, очнувшись от оцепенения, и остальные поспешили на помощь. Когда огонь погасили, кто-то крикнул.
- Вот это настоящий друг!
- Чей друг?- спросил кто-то.
- Как чей. Наверное, Зульфии. Он ведь обычно на нее смотреть приходит.
Когда Станислав услышал эти слова, лицо его стало пунцовым. Он поспешил быстро уйти из института. А на следующий день тихо сказал Зульфие.
- Вчера правильно сказали. Это я в первую очередь тебя спасал. Ради тебя я на все готов.
Зульфия улыбнулась. Она чисто по - человечески всегда жалела этого немного чудаковатого парня.
- Спасибо тебе. Я твоего поступка никогда не забуду.
Так получилось, что через некоторое время Станислав, вдруг неожиданно собрав свои вещи, уехал к себе в Красноярск. Никто сразу и не понял, что произошло. Оказалось, мечтательный сибирский парень просто соскучился по своей невесте. Так он больше и не приезжал в Москву. Но Зульфия и другие студенты всегда вспоминали его добрым словом.

Панкратов младший.

В институте много перешептывались. В группу В. Гаркалина, куда была зачислена и Зульфия, пришел учиться и Владимир Панкратов. Это был сын известного артиста Панкратова – Черного. Вот и шушукались тут много. Интересно все было. Как будет учиться? Образованный ли он? Не отец ли устроил его в ГИТИС? Оказалось, не отец устроил, и что с умственными способностями у него все в порядке. Вот только в учебе прилежания особого не проявлял. Была у него еще одна слабость. Просто ужас как любил, есть китайские макароны «Роллтон». На его счастье они продавались в буфете института. Но из-за этих макарон его чуть было, и не отчислили из учебного заведения. Каждый раз, когда необходимо было проводить репетиции, все бывали в сборе кроме Панкратова. Валерий Гаркалин начинал громко разоряться.
- Где этот гений!- кричал он.
Кто-то из актеров подсказывал.
- Наверное, в буфете.
- Бегом за ним.
Буквально в считанные минуты запыхавшийся Панкратов появлялся в зале.
Гаркалин пытаясь скрыть улыбку, строго спрашивал.
- Где были?
- В буфете.
- Макароны ели?
- Да.
- Ну и как вкусно?
- Вкусно.
Гаркалин все также, стараясь быть строгим, осведомлялся.
- А репетировать будем?
- Конечно.
- Посмотрим, как у тебя получиться.
Надо отдать должное Панкратову, у него всегда хорошо получалось. За это преподаватель ему много чего прощал.
Но вдруг в институтском буфете приключилась «беда». Перестали продавать макароны. Панкратов подошел почему-то именно к Зульфие и упавшим голосом пожаловался.
- В буфете нет «Роллтона». Что теперь делать?
Зульфие было смешно. Она в первый раз видела, чтобы человек так сильно расстраивался из-за отсутствия макарон. Попыталась успокоить его.
- Ты приноси макароны из дому. И все будет нормально.
Панкратову идея очень понравилась. И теперь он действительно старался из дому привозить любимую еду. Правда, не всегда это удавалось. Приехал он как-то в институт, а макароны забыл привезти. Поехал ту же в магазин, и конечно на репетиции опоздал. Один раз, это произошло. Потом второй раз. Гаркалин ходил мрачнее тучи.
- Ты что издеваешься надо мной,- рычал он. – Как можно из-за каких-то макарон срывать репетиции.
Панкратов смущенно молчал. Потом соглашался.
- Нельзя срывать репетиции. Но я их просто очень люблю.
Выход из этой ситуации снова нашла Зульфия. Она каждый раз стала привозить макароны с собой: знала, что Панкратов все - равно забудет. Он, конечно, был бесконечно ей благодарен. И всякий раз обещал.
- Я тебе тоже что-нибудь обязательно подарю.
- Мне не надо ничего.
- Ну что ты. Обязательно надо.
Постепенно к этой истории присоединились и другие студенты. Чтобы не обременять финансово одну Зульфию, они тоже стали покупать «Роллтон». Им всем очень хотелось, чтобы Панкратов не был исключен из института.
Гаркалин добродушно подмигивал ему.
- Скажи спасибо своим друзьям. А то бы давно вылетел из института. Я бы тебя не пожалел. Уж поверь мне.
- Я верю вам, - соглашался как всегда Панкратов.
А Гаркалин уже подмигивал Зульфие.
- Это все ты организовала. Можно сказать, спасла парня. А спасибо он тебе говорил?
- Пока нет. Но это не главное.
- А что главное?
- То, что он остался в группе. Он ведь талантливый актер.
Гаркалин улыбался одними глазами.
- Вот это и является для него основным источником счастья. Но если бы не ты он все равно, наверное, вряд ли долго продержался у нас.


Интриганка.

Был на курсе в институте студент Марк Токарев. У этого начинающего актера, была в отличие от Панкратова совсем иная привычка. Он в одно время стал приходить на занятия с небольшой, но очень вертлявой, обезьянкой. Не хотел ее оставлять одну дома. В. Гаркалин конечно вначале был недоволен. Обезьяна как это водиться зачастую мешала проводить репетиции. Но постепенно все студенты к ней очень привыкли. Она успевала побывать везде. И в репетиционном зале, и в аудитории, где читались лекции, и даже умудрялась захаживать в кабинеты декана и заместителя декана. Нередко бывало и так, что приходят студенты из разных групп в институт, а у входа сидит «вертлявая», и требует у них, что - нибудь вкусненькое. Часто угощали конфетами. Она развернет обертку, и если конфетка шоколадная, то съедала ее с удовольствием. А если не очень, то бросала обратно в студентов. Из-за этого ей дали кличку «интриганка». Как правило, в таких случаях, поднимался шум. Все смеялись, кричали.
- Лови ее!
- Вон побежала по лестнице…
- Хватай ее за ногу…
Но не тут -то было. Бесшабашная, но очень ловкая «интриганка» так прыгала, что поймать ее не представлялось совершенно никакой возможности. В таких случаях, конечной ее целью всегда являлась люстра. Там она себя чувствовала в полной безопасности. И вот эта обезьянка однажды здорово помогла Зульфие. Тот день был очень суматошный. Все сразу свалилось на голову. И сценки, и репетиции, и лекции. После такого «невыносимого» дня, когда Зульфия приехала домой, то вдруг обнаружила, что нет ключей от квартиры. Осмотрела внимательно карманы, перерыла всю сумочку. Но все тщетно. Ключей не было. Стала искать в подъезде, но тоже не нашла. Поехала обратно в ГИТИС. У входа на лестницу как обычно сидела смешливая «интриганка». Машинально протянула ей шоколадную конфетку, и поднялась на второй этаж. Навстречу шел Марк. Певица объяснила ему, в какое плачевное положение она попала. Стали вместе искать ключи. Но результата не было. Тут Марк и предложил приобщить к поиску свою «интриганку».
- Разве обезьяна может искать ключи,- удивилась Зульфия.
Марк закивал головой.
- Может. Да еще как. Это ученая обезьянка.
Он громко позвал ее, и вполне серьезно попросил.
- Послушай, мы потеряли ключи, и не можем их найти. Помоги нам.
К немалому удивлению Зульфии «интриганка» тоже покивала головой, и тут же убежала.
- Будем ждать, - спокойно заявил Марк.
Через полчаса «интриганка» прибежала. Но в лапах у нее, к большому сожалению, был всего лишь ржавый гвоздь.
- Твоя ученая «воспитанница» найдет, кажется что угодно кроме ключей, - грустно пошутила Зульфия.
- Ах да, - шлепнул себя по лбу Марк. – Ей надо показать, как выглядят ключи. А то может она не знает.
Он вытащил из кармана свой ключ и показал «интриганке».
- Вот такой ключ надобно найти. Поняла?
Обезьянка вновь убежала. Примерно прошло около часа времени, когда стали раздаваться странные звуки. Зульфия и Марк пошли на шум. Это, оказывается, кричала «интриганка». Но почему-то она была в подвальном помещении. Марк спустился в подвал, и радостно возвестил Зульфию о том, что ключи нашлись.
- Она не могла обратно найти выход, - сказал он посмеиваясь.
- Но как ключи попали в подвал,- удивилась Зульфия.
Марк указал на полы.
- Посмотри, какие щели. Не то, что ключи, и сумка может провалиться. Они у тебя выпали, и прямо в щель. Вот и оказались в подвале.
На следующий день, Зульфия в знак благодарности принесла «интриганке» торт. Это был очень сладкий кремовый торт. Обезьянка тут же сама распаковала аккуратную коробочку и с большим удовольствием «уничтожила» сладкий деликатес.

«Вах, красавица».

Руководитель группы В. Гаркалин попросил Зульфию, поставить какую- нибудь интересную сценку.
- Будут присутствовать несколько известных писателей и актеров,- сказал он.- Считай что это твоя курсовая работа как режиссера.
- А можно мне поставить сценку исходя из дагестанской тематики, - спросила она.
- Конечно, это было бы даже здорово, - обрадовался Гаркалин.
Зульфия немедленно отправилась в институтскую библиотеку. Хотела подобрать, что-то из произведений Расула Гамзатова. Но, к большому сожалению, ничего найти не смогла. И вдруг большая радость – нашла книгу коротких рассказов даргинского писателя Рашида Рашидова. Издание было еще советского периода. Когда стала читать рассказы, то не заметила, как уже пришло время закрытия библиотеки.
Спросила разрешения забрать книжку домой.
Пожилая библиотекарша – Настасья Степановна, в больших роговых очках, строго взглянула на нее
– Вы же знаете, у нас не разрешается выносить книги из здания. Читайте тут.
- Я завтра принесу,- пообещала Зульфия и умоляющим взглядом посмотрела на строгую женщину.
- Это никак невозможно,- была непреклонна библиотекарша.
Зульфия так и ушла ни с чем. Но на следующий день с утра была уже снова в библиотеке.
- Что пришли? Ну и прекрасно, - спокойно приветствовала ее Настасья Степановна, и быстро принесла нужную книгу. Наконец Зульфия отобрала для сценки, маленький рассказ, под названием «Вах, красавица»! И тут снова небольшая загвоздка. Из рассказа надо сделать сценарий, а времени мало. Опять попросила суровую библиотекаршу разрешения забрать книгу домой. Настасья Степановна поправила на носу очки, медленно подняла голову на настырную студентку, и вдруг с улыбкой произнесла.
- Ладно, разрешаю.
Потом с любопытством спросила.
- Но зачем тебе понадобилась книга домой?
Зульфия объяснила.
Библиотекарша махнула маленькой белой рукой.
- Хорошо, забирай. Обязательно приду смотреть вашу премьеру.
Зульфия быстро выписала сценарий. В сценке должны были участвовать всего три персонажа. Одна девушка и два парня. Сюжет был таков. Двое молодых мужчин сидят у родника. Приходит статная горянка с кувшином за водой. А мужчины одновременно поворачивая головы в сторону девушки, разом произносят: «Вах, красавица»!
Желающих из числа парней принять участия в постановке комедийного скетча оказалось достаточно. Даже произошел небольшой спор на этой почве. Когда проводили репетиции, Зульфие больше всего понравилась импровизация таких студентов, как Александра Пичуева и Панкратова-младшего. У них необыкновенно хорошо получалась в результате игры передача настоящего национального колорита. Поэтому на них она и остановила свой выбор.
Когда наступил день показа сценки, то Зульфия была удивлена, количеством собравшихся зрителей. В первом ряду сидел сосредоточенный Валерий Гаркалин, а рядом с ним сама…Татьяна Доронина. Оказывается, Гаркалин оповестил многих знакомых о том, что его студенты будут играть интересную комедию, и пригласил их на премьеру. В том числе по официальному приглашению пришла и Татьяна Доронина.
Постановка прошла великолепно. Пичуев и Панкратов-младший действительно выглядели в своих национальных одеждах как настоящие горцы. Слово: «Вах, красавица» они произносили так дружно и так серьезно, что публика сразу им поверила. Ну, а роль горянки, сыграла, конечно, сама Зульфия. Игра ее была настолько восхитительной, что один из преподавателей Щукинского училища, который тоже присутствовал по официальному приглашению, горячо поцеловал ей руку и в знак восхищения стал перед ней на колени. Но больше всего Зульфию порадовало то, что ей громко аплодировала такая известная актриса как Т. Доронина. Поздравила ее и библиотекарша Настасья Степановна. Она самым серьезным видом заметила.
- Прекрасная постановка. Теперь я буду присутствовать на всех ваших студенческих сценках. Я не пожалела что пришла.
А Гаркалин в тот день все время широко улыбался и, не уставая, повторял Зульфие: «Ты моя самая любимая горяночка».

Сумасшедшие пляски.

Однажды Зульфие и ее подруге актрисе Полине Караваевой знакомые достали билет в ночной клуб «Метелица». Зульфия сама, будучи певицей, которой нередко приходиться выступать в Москве, лично знакома со многими российскими артистами. Но вот увидеть вдруг в ночном клубе легендарную зарубежную группу «Бони - Эм» она никак не ожидала. Веселье шло полным ходом. Кроме них были и российские звезды. Клуб «Метелица» в общем - то и является уже давно тем своеобразным местом, где многие певцы и продюсеры заключают между собой необходимые творческие договора. Это своего рода Мекка московского шоу-бизнеса. Зульфие даже приходилось два раза выступать на одной концертной площадке вместе с этой группой. И вот к немалому удивлению, одна из солисток группы «Бони – Эм» ее узнала. Они стали Зульфие что-то говорить. Все участники ансамбля радостно пожимали ей и ее подруге руки. Полина к счастью владела английским языком. Благодаря переводу Зульфия узнала, что группа «Бони – Эм» приехала в Москву на гастроли. После концерта им захотелось немного отдохнуть, и они приехали в клуб «Метелица». Заморские артисты тут же пригласили Зульфию и Полину к богато накрытому столу. Сначала на эстрадной площадке выступали наши певцы. Кому–то аплодировали бурно, кому-то не очень. К примеру, Люба Успенская по-хорошему удостоилась шквала аплодисментов. Знаменитый хит «Кабриолет» она даже исполняла дважды. Так прошло несколько часов. Потом, свои хиты ставшие давно популярными стала исполнять группа «Бони - Эм». И все посетители ночного заведения, конечно, сразу пустились в пляс.
Так прошло еще два часа. Причем во время небольших перерывов солистки ансамбля подогревали себя горячительными напитками. Зульфия и Полина тоже выпили. Но совсем немного, и только «Мартини». Так к концу своей концертной программы темнокожие заграничные солистки настолько «подогрелись», что уже сами стали отплясывать не хуже москвичей. А потом неожиданно одна из них, несмотря на свой приличный вес, лихо взобралась на…стол и, разметая всю посуду начала сумасшедшую пляску. Вслед за ней взобралась и, другая девица. Зульфия и Полина пытались их уговорить, чтобы они не прыгали на столах. Но все было бесполезно. Пришлось с силой стаскивать не в меру прытких танцовщиц со стола.
Они что-то обиженно ворчали, но все-таки были вынуждены, смирится со своей участью. Кстати единственный мужчина солист ансамбля, тоже никак не мог призвать своих женщин к порядку. Они его попросту не слушались. Пришлось Зульфие и ее подруге взвалить на себе ответственность за «доставку» так называемых знаменитостей в гостиницу. В фойе гостиницы они немного успокоились, но как только попали в номер, опять зашумели. Причем мужчину неизвестно для чего выгнали на балкон. Как позже выяснилось, оказывается, для того чтобы, не мешал им приплясывать. Вот тут то и приключилось, то, что вызвало небольшой скандал. Выдворенный на балкон мужчина присел на перила, а так как был он подшофе и поэтому уснул, то конечно моментально свалился вниз. Портье, увидев такое дело, вызвал милицию и скорую помощь. К счастью это был второй этаж, и несчастный иностранец сильно не пострадал. Тем не менее, его все равно отвезли в ближайшую больницу. Милиция вообще не приехала. Зато «нарисовался» пожилой, с большим подбородком болгарин: жилец нижнего этажа. Надо ему отдать должное он лишь слегка пожурил неспокойных соседей и вежливо удалился. Темнокожие солистки, наконец, к тому времени чуть-чуть отрезвели, и стали благодарить Зульфию и Полину за
оказанную им поддержку. Они стали уговаривать подружек остаться, пока не привезут из больницы их друга. Полина наотрез отказалась. Она сказала Зульфие на ухо.
- Надоел этот дурдом. Поехали домой.
- Неудобно так сразу.
- А что тут неудобного. Уедем и все.
Когда вышли на улицу, Полина облегченно вздохнула.
- Ну, вот и все.
Не успела она произнести последнюю фразу, как наверху снова начали грохотать. Это заокеанские артистки, не дождавшись своего друга из лечебницы, снова пустились в зажигательный пляс.

Цапля чахла, цапля сохла…

Валерий Гаркалин радостно объявил своим подопечным, что им предстоит показать сценку из жизни какой – нибудь первоклассницы. Или, в крайнем случае, надо будет выразительно прочитать детским говорком небольшое стихотворение. Нельзя сказать, что студенты сильно обрадовались этому сообщению, но особенного огорчения тоже он у них не вызвал. Они артисты и обязаны выполнять любую творческую работу. Зульфия выбрала нехитрую на первый взгляд детскую скороговорку. Она звучала примерно так:

Цапля чахла, цапля сохла
Цапля сдохла, и упала…

Вроде бы ничего сложного. Даже можно сказать довольно легкое задание для артистки. Но вот, что говорит сама Зульфия.
- Я конечно нормально подготовилась. Выучила всю скороговорку назубок. И с легким сердцем вышла на сцену. В зале сидят, улыбаются. И я тоже улыбаюсь. Прочитала скороговорку, и все было нормально. Но тут Гаркалин просит повторить. Я снова повторяю, и вдруг на последних словах у меня начинает кружиться голова, и помост как будто уплывает из–под ног. Я теряю сознание. Очнулась на диване, который стоял за так называемыми кулисами. Около меня хлопотали мои однокурсники. Конечно, очень был обеспокоен сам В. Гаркалин. Он все время спрашивал:
- Что случилось? Что произошло с тобой.
Я помню, слабым голосом ответила.
- Не знаю. Может врачи смогут узнать.
Гаркалин забеспокоился сильнее.
- Да, да. Надо врачей вызвать.
Пришла заместитель декана Рената Анатольевна, посмотрела внимательно на меня, и сказала, что это обморок.
- Надо чаю крепкого дать, - посоветовала она.
Сама для себя я поняла так, что просто переволновалась сильно. Много раз анализировала эту ситуацию. Но не смогла объяснить себе откуда
вдруг такое внезапное волнение нашло на меня. Так врачей и не вызвали. Обошлись чаем.
Домой приехала на такси. Отдыхала три дня, а на четвертый раздался звонок
от Валерия Гаркалина. Он спрашивал, могу ли я снова посещать уроки. Признаться откровенно ощущала я себя не важно. Мной овладела, какая то необъяснимая депрессия. В это время я почему-то решила, что брошу институт. С тем и поехала в ГИТИС, чтобы сообщить об этом. Гаркалин обрадовался, увидев меня. Сразу спросил про здоровье. Я не стала его огорчать, сказала, что хорошо. И тут же объявила ему, что хочу бросить институт. Он прямо таки взвился.
- Да ты что! Разве можно бросать учебу. И вот именно сейчас, когда ты уже на пятом курсе. Не сходи с ума.- Рассказывай, какие у тебя проблемы.
Я грустно улыбнулась. Проблема была в том, что два месяца назад у меня случилась в Махачкале авария. Я разбила машину, и сама тоже немало пострадала. Но не хотела об этом говорить своему преподавателю. С трудом выдавила.
- Нет особых проблем. Все нормально.
Гаркалин посмотрел на меня с некоторой укоризной, а потом тоном строгого ментора заявил.
- А стих про цаплю больше не читай. По-моему эта какая-то очень нехорошая цапля.
- Хорошо. Не буду.

Милая Гертруда.

После такого вдруг непредвиденного обморока Зульфию в институте старались оберегать. Как–то подошла к ней староста их группы Любовь Стешина и спросила.
- Мы решили поставить сценку из Гамлета. Хотим тебе доверить роль матери: королевы Гертруды. Ты сможешь сыграть.
Зульфия ни минуты не колебалась.
- Конечно.
Тут вдруг за спинами девушек совсем для них незаметно выросла фигура Гаркалина. Он отрицательно покачал головой.
- Ни в коем случае. Не разрешаю.
- Почему,- упавшим голосом спросила Зульфия.
- Потому что тебе сейчас никак нельзя играть такие трудные, ответственные роли. Как бы опять чего не случилось с тобой.
Она решительно запротестовала.
- Ничего не будет. Я точно это знаю. Обязательно буду играть.
Преподаватель нахмурил брови.
- Но ведь нельзя же тебе. Я буду сидеть как на иголках. Пойми ты.
Зульфия была неумолима.
- Все понимаю. И все равно хочу играть. Ведь я мечтала можно сказать сыграть эту роль. Прошу вас очень разрешить.
И Гаркалин отступил. Хотя беспокойства своего не скрывал. А Зульфия была, конечно, на седьмом небе от счастья. Она действительно всегда хотела
участвовать в постановке какого-нибудь произведения В. Шекспира. И тут представилась такая прекрасная возможность. Она даже не другим, а себе хотела доказать, что может играть разноплановые роли. Такой вуз как ГИТИС готовит, как известно в своих стенах актрис и режиссеров кино и театра. Вот она и хотела быть не только настоящим режиссером, но и актрисой. Репетиции шли в течение нескольких недель. И вот настал день, когда все было подготовлено к представлению. Но тут как назло партнеры Зульфии, оказывается, не подготовили полностью сценические костюмы. Это были уже известный нам Панкратов младший и другой студент Антон Качаев.
Зульфия слышала, как староста Стешина буквально шипела на них.
- Вы что хотите провалить представление?
Студенты неуверенно промямлили.
- Нет что вы.
- Почему тогда не готовы костюмы?
- Завтра все будет готово.
- Ну, смотрите у меня.
Зульфия подошла к ним.
- Ребята, в самом деле, не подведите.
Они клятвенно пообещали.
- Не поведем!
И все-таки до конца своего слова не сдержали. У Антона отсутствовали сценические сапоги. А потом выяснилось, что нет и брюк. Пришлось ему выйти на сцену в кетах и джинсах. Больше всех, возмущался руководитель группы В. Гаркалин.
- Ты же практически сорвал постановку. Понимаешь или нет? - выговаривал он, с плохо скрываемым раздражением незадачливому студенту.
Качаев виновато отвечал.
- Понимаю. Но что теперь делать?
Преподаватель злился еще больше.
- Откуда мне знать. Выкручивайся, как можешь.
И студент выкручивался. Старался играть так, словно находился на сцене МХАТА. Конечно, ему и перед Зульфией было неудобно. Правда, без небольшого казуса все равно не обошлось. В конце представления Антон, который играл сына Полония, запутался за штору и, пытаясь высвободиться, свалился со сцены прямо в зрительный зал. Смеялись все. И зрители, и сами участники постановки. Зульфия первой ринулась помогать Антону. Следом за ней поспешил и Панкратов-младший.
А Гаркалин торжественно потирая руки, с удовольствием журил не везучего актера.
- Вот тебе господин паяц и наказание, за то, что не подготовился хорошо к игре. В следующий раз будешь знать почем фунт лихо.
Незадачливый актер, скорбно кивал головой.
- Да, да согласен. Вы мне только удовлетворительно поставьте. Я ведь все-таки старался.
- Старался, да не очень. Ладно, будет тебе удовлетворительно.
А сама Зульфия конечно была довольна. Она свою роль отыграла на круглую пятерку. Гаркалин тогда широко улыбаясь, прямо сказал Зульфие.
- Буду звонить твоей маме.
Она не поняла его.
- Зачем?
- Хочу сказать ей спасибо, за такую дочку как ты. Поняла?
Зульфия была в некотором смущении.
- Может не надо.
- Нет. Обязательно нужно.
Помолчал и добавил.
- Вот такие дела, милая ты моя Гертруда.
И позвонил. Слово свое сдержал.
Когда Зульфия приехала через какое-то время домой, мама даже поинтересовалась, не жених ли он ей.
Она тогда очень долго и радостно смеялась. Объяснила маме.
- Нет, не жених. Он преподаватель наш в институте.
Да это действительно были счастливые дни для Зульфии. Подходила к завершению учеба в институте. Был записан диск с лучшими песнями. А также за время учебы она смогла найти возможность и представила на суд дагестанской диаспоры в Москве два своих сольных концерта. Эти концерты прошли на ура. Не было больших заработанных денег. Но зато везде она была желанной певицей. И в Москве, и в Махачкале. Теперь, когда до окончания учебы, оставалось совсем немного времени, Зульфия стала подумывать о продолжении своей певческой карьеры. Конечно, надо будет очень много работать. Но это ее не пугало. Работать она привыкла. И верила в себя. А это было главное. Когда есть вера, внутренняя сила и цель, то успех тебе, как правило, обеспечен.